Если каждый человек на кусочке своей
земли сделал бы всё, что он может, как
прекрасна была бы земля наша!
А. П. Чехов
Передо мной чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии? Почему не поменяла её на любую другую? Да потому, что у меня своя, особенная дорога на Земле…Я - учитель!
Примером для меня стала учительница из фильма «Уроки французского». Я смотрела его, широко раскрыв глаза. Не могу забыть добрых глаз Лидии Михайловны, требовательный голос, доброжелательное отношение к своим ученикам, желание помочь им. Выбор профессии был налицо. Я решила, что стану учителем и буду похожа на Лидию Михайловну.
Я - учитель! Я учусь и учу своих детей любить жизнь.
В работе с детьми для меня важно:
· создавать на уроках и переменах уважительных и доверительных отношений между учениками и мной;
· уважительное отношение к мнению отдельного ребёнка и коллектива в целом; справедливость и субъективность в оценке знаний учащихся;
· будить мысли и чувства детей; взвешенно подходить к оценке поступков ребят;
· не делить детей на любимых и нелюбимых; быть примером для своих учеников;
· учить детей отстаивать свои интересы, доказывать свою правоту.
Быть учителем – непросто. Надо суметь из маленьких и таких разных ребят создать дружный и сплочённый коллектив, да и родителей сделать единым организмом, который будет помогать и детям, и учителю. Разве это не искусство?
Здесь нужен человек, который растворится в детях и полюбит их.
Много лет тому назад меня поразили строки из стихотворения Н. Матвеевой «Девочка и пластилин»:
Если кукла выйдет плохо,
Назову её – Дурёха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его – Дурак…
А в конце стихотворения есть слова, которые заставляют заново осмыслить прописные истины: дети похожи на пластилин, на чистый лист бумаги:
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь грубовато,
Ты сама же виновата,
А никто не виноват.
Значит детей надо просто любить. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь направить её в нужное русло. В этом мне помогают беседы с родителями.
Самые серьёзные, наболевшие вопросы выношу на индивидуальные встречи. Беседы с глазу на глаз позволяют сказать о самом больном, сокровенном, поделиться тем, о чём по тем или иным причинам неудобно говорить на родительском собрании. Но я не стремлюсь к категоричным высказываниям, не беру на себя роль всезнающего прорицателя. Свой диалог веду с использованием следующих предложений: «Давайте посоветуемся…», «Считаю, что необходимо поступить вот так… А как Вы думаете?», «А каково Ваше мнение?», всё это располагает родителей к общению со мной. Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в учителе человека, который так же как и он, заинтересован в том, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.
Я много лет работаю в школе №7, которая стала для меня и многих моих коллег вторым домом. Общение с коллегами для меня, человека энергичного и открытого, является важной частью моей работы. При общении с ними я придерживаюсь народной мудрости: «Не делай другим того, чего не желаешь сама». Поэтому не считаю зазорным улыбнуться, спросить: «Как дела?», предложить свою помощь.
Но самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на другой.
Вкладывая в душу своих маленьких друзей частичку своей души, я очень хочу верить, что все, что происходит между нами в классе во время уроков, на переменке, во время прогулок, обязательно отзовется в их взрослой жизни, они будут добрыми, чуткими, умными и обязательно счастливыми.
И снова утро, и снова я шагаю к своим малышам, которые ждут новых знаний и готовы к открытиям. Я улыбаюсь, а в голове прокручиваю строки Роберта Рождественского…
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля –
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни подстать,
Учителем надо будет родиться,
А только после этого стать.